Безруков Антон Витальевич писал(а):Уважаемый Денис Викторович, интересный доклад!
Скажите, пожалуйста, почему изначально сущность рассмотрения участия территориальных сообществ во властных отношениях у Вас свелась к ценностям? В последнее время часто наблюдаю подобную "редукцию" у многих авторов, в том числе и сам не могу отойти от абсолютизации ценностей в своей научной работе. Хотелось бы разобраться с причинами сего теоретического вектора - мне важна Ваша позиция. Я понимаю, что уже сам социокультурный подход ориентирует на это, но все же сами ценности, в ключе современной научной философии, вторичны по отношению к общественному бытию. На мой взгляд, идиалистичность данного подхода не выдерживает критики.
Другой вопрос, - что подразумевается под категорией "территориальные сообщества" - это очередной интегральный концепт для обозначения локальной совокупности населения или более дифференцированный конструкт? Насколько понял я из Вашего изложения, то скорее второе. Тогда, обращаясь к первой части доклада, каким аксиологическим требованиям должны отвечать "сообщества", помимо обозначенной приверженностью инновациям? Как эта ценностная дифференциация сообществ в контексте именно властых взамоотношений скажется на социальном порядке?
Уважаемый Антон Витальевич, спасибо за вопросы!
По первому вопросу могу сказать, что скорее моя позиция ориентирует меня на социокультурный подход к исследованию, но не наоборот. Не буду спорить о вторичности/первичности, однако здесь, видимо, необходимо прояснить ситуацию: тезисы, изложенные в текстовом файле, имеют абстрактный характер, но все эти рассуждения и выводы продиктованы практической задачей - поиском эффективных путей реализации Стратегии г.о. Самара. Я уже писал об этом в предыдущем ответе. Поэтому в данном случае моя позиция продиктована не чисто исследовательской, а ещё и управленческой задачей. Так что абсолютизировать ценности я не хочу, но, я думаю, Вы согласитесь, что ценности (хотя, конечно, не только они) лежат в основе отношения людей к "общественному бытию", а значит отдельные индивиды или их совокупности осуществляют деятельность также на их основе, воспроизводя или меняя это самое бытие. Следовательно, влияя на структуру ценностей сообщества, можно очень много добиться. Мировой истории не занимать подтверждающих примеров. Вопрос в том, как и с какими целями это делать.
По второму вопросу - да, Вы правы, подразумевается "более дифференцированный конструкт". Опять же возвращаясь к практической задаче изучения местных сообществ, мы (наша научная группа), анализируя ценностную составляющую миссии и целей различного уровня Стратегии г.о. Самара, выделили 21 ценность. Я их представлю на слайде во время своего доклада. Да, и саму инновационную направленность можно понимать по-разному. В контексте Стратегии она определяется как "Сохранять то, что эффективно; стремление переходить от неэффективных к эффективным способам деятельности: в собственной деятельности, а также пропаганда и продвижение эффективных способов деятельности в городском сообществе." Есть еще: Гостеприимность; «Не делить на своих и чужих»; Культуросообразность поведения и деятельности (идентичность, отрицание маргинального поведения); Кросскультурность (в сообществе города есть разные культуры; они не сосуществуют, а взаимодействуют друг с другом); Познавательная активность; Отношение к противоречиям, проблемам как к факторам развития и стимулам мобилизации собственной активности по их разрешению и многие другие (всего 21).
С помощью организационно-деятельностных методов, Organization Developvent и других, мы работаем с ключевыми сообществами (опять же в контексте стратегической задачи) в расчете на проявление мультипликативного эффекта – распространения осуществляемых изменений на другие сообщества и общество в целом.
Надеюсь, что в какой-то мере ответил на Ваши вопросы, хотя они столь объемны, что беседовать мы с Вами можем очень долго.